Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Содержание

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Дизартрия – это синдром, который выражается в расстройстве звукопроизносительной и просодической стороны речи, искажении произношения слов и слогов.

Эти нарушения вызваны расстройством нервной системы и работы мозга, приводящим к неправильному функционированию ых связок, лицевых и дыхательных мышц.

  Артикуляционная гимнастика при дизартрии представляет собой комплекс упражнений для консолидации артикуляционных мышц и постановки правильных движений органов речи.

Дизартрия и ее причины. Что такое коррекция речевых нарушений

Искажения речи, вызванные поражением центрального отдела речевого и двигательного аппарата и сбоем иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, называют дизартрией.

Её проявление связано с такими заболеваниями, как ДЦП, менингит, энцефалит, нейросифилис, инсульт, гнойный отит, опухолевые новообразования головного мозга, рассеянный склероз, миастения, церебральный атеросклероз, олигофрения.

С целью исправления речи, ослабления симптоматики её искажения и ускорения преодоления речевых нарушений ведётся коррекционная работа.

Ещё одним источником развития дизартрии является перенесение органического поражения мозга ребенком в утробе матери, во время рождения или в раннем возрасте. Такое поражение может возникнуть в результате энцефалита, родовых травм, опухолей и интоксикации.

Вследствие этого развивается псевдобульбарная дизартрия, выраженная нарушениями общей и речевой моторики.

Важную роль играет коррекция логопедом псевдобульбарной дизартрии, которая включает массаж органов речи, гимнастику, выправку произношения, регулирование голоса и речевого дыхания.

Симптомы дизартрии

Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.

Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:

  1. Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи; сжатие губ; неподвижность языка; непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
  2. Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков; неясная и замедленная речь; снижение речевой активности; полное отсутствие звукопроизношения.
  3. Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха; учащение и кратковременное прерывание дыхания.
  4. Искажение голоса: голос становится тихим, слабым; изменяется тембр; неправильная интонация; монотонность.

Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе.

Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.

Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями;
  • гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут;
  • каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз;
  • продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд;
  • гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.

Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.

Упражнения с языком:

  • выдвигать и втягивать язык вперед-назад;
  • опускать и поднимать язык вниз-вверх;
  • отводить язык влево-вправо;
  • поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости;
  • покачивать языком в стороны.

Упражнения губами:

  • указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр;
  • идентичные движения пальцами с нижней губой;
  • формирование губ в трубочку движениями к средней линии;
  • устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»;
  • поднимать верхнюю губу;
  • опускать нижнюю губу;
  • закрывать рот и с усилием смыкать губы;
  • складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).

Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Все упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.

Активная артикуляционная гимнастика

Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.

Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:

  • Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
  • Беглое моргание глазами.
  • Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.

Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.

Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:

  • Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
  • Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
  • Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
  • Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
  • Клацать языком, изображая цоканье лошади.

Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:

  • Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.

Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.

Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление ых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание.

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью.

Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов.

Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие;
  • обнаружение ритмических рефлексов;
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители;
  • сбалансировать работу нервной системы;
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Значение логопедического массажа при дизартрии

Для подавления и устранения признаков дизартрии выполняется логопедический массаж. Как правило, он выполняется перед началом артикуляционной и дыхательной гимнастики и представляет собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки лица и тела.

https://www.youtube.com/watch?v=g0O7hUa6t3w

С помощью этого массажа можно изменить состояние мышц, создать положительные кинестезии, необходимые для правильного произношения.

Логопедический массаж помогает решить ряд проблем и выполняет следующие задачи:

  • регулировка мышечного тонуса, устранение гипертонуса в мимических и артикуляционных мускулах;
  • избавление от патологических симптомов (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.);
  • поощрение положительных кинестезий;
  • совершенствование артикуляционных движений;
  • усиление мышечных сокращений;
  • оживление тонких дифференцированных движений органов речи.

Вывод

Учитывая серьезность такого синдрома, как дизартрия, стоит отметить, что наиболее эффективным является его комплексная терапия. Врач-логопед может определить по симптомам тип заболевания и грамотно подобрать соответствующее лечение. И чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее наступит результат.

С целью профилактики дизартрии у ребенка рекомендуется проходить регулярные осмотры у невропатолога с момента рождения.

7 Комплекс пассивной артикуляционной гимнастики:

[rBlock name=after_video return=1][rBlock name=after_sharing return=1][rBlock name=after_text return=1]

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Дизартрия — это нарушение в произношении звуков и букв в разговорной лексике, невнятность речи, плохая дикция, страдание интонационного слога при разговоре. При этих факторах отмечается неправильное дыхание и возникает дисбаланс в синхронности вдоха и выдоха.

Дизартрия бывает нескольких видов:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная.

Самая простая форма – это стертая, она легко поддается лечению и коррекции и встречается чаще, чем все остальные. Этот вид дефекта сложно диагностировать, поэтому многие специалисты принимают его за дислалию (структура нарушения речи при нормальном слухе).

Стертая форма дизартрии требует комплексного лечения и логопедической работы, которая должна направляться на восстановление правильного дыхания, формирование речи с целью улучшения словарной лексики и грамматики.

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

Перспективный план и работа с целью развития речевых мышц и проведения необходимой коррекции:

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

Гимнастика и упражнения языка:

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

Проводятся перед зеркалом. Ребёнок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Вот некоторые популярные способы:

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ.

Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики.

В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=eMDZx1D9EEU

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

Комплекс упражнений при заболевании дизартрии у детей

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Дизартрия – это распространенное среди детей дошкольного возраста поражение головного мозга, которое вызывает дисфункцию речевого аппарата с нарушением ЦНС, звукопроизношения, артикуляции, развития мелкой моторики.

Методы диагностики и лечения данного отклонения в современной медицине недостаточно развиты, основным направлением корректировки, является комплекс упражнений, который помогает улучшить состояние при дизартрии у детей.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: виды и польза

Артикуляционная гимнастика, направленная на борьбу с выраженной симптоматикой дизартрии, подразделяется на два вида:

  1. Пассивная гимнастика – такие упражнения при дизартрии применяются в случае, когда ребенок не может выполнять движения самостоятельно из-за потери силы в мышцах лица. Коррекция подразумевает, в основном, одностороннюю работу, когда педагог выполняет гимнастику, механически воздействуя на органы речи ребенка с помощью зонда, палочек, рук и шпателя. Такой вид занятий помогает улучшить тонус в мышцах языка, наладить их функционирование, и постепенно малыш начнет выполнять некоторые элементы гимнастики сам. Пассивные занятия включают в работу новые группы мышц, действие которых необходимо для воспроизведения звука.
  2. Активная гимнастика – с нее начинают при легкой форме отклонений или переходят на нее с пассивной формы при заметных улучшениях. Работа выстраивается путем подражания, то есть педагог показывает движения, а ребенок повторяет. В активной фазе упражнений используются различные предметы для удержания их во рту или между губ.

В случае, когда у ребенка отсутствует сила звука, он тихо и неразборчиво говорит, выполняются ые упражнения, которые при дизартрии тяжело даются.

Данное заболевание оказывает свое влияние не только на голос и произношение, оно затрагивает развитие ЦНС, мелкой моторики, что приводит к отставанию от своих сверстников.

После длительной и систематической коррекции многие дети способны продолжать обучение в обычных среднеобразовательных учреждениях.

Польза, которую способна дать артикуляционная гимнастика:

  • расслабление зажатых мышц лица, добавление тонуса в незадействованные ранее артикуляционные органы;
  • постановка силы голоса;
  • вырабатывание навыков использования артикуляционного аппарата для произношения;
  • укрепление мышц языка и лица;
  • приток крови к мышцам речевого аппарата;
  • постановка правильного произношения звука и слога.

Важно! Основной целью таких занятий является выраженная четкость звуков и произношения слов. Максимального эффекта можно достигнуть только при регулярном посещении логопеда и выполнении упражнений в домашних условиях.

Полезно выполнять гимнастику в виде игры, так ребенок больше увлекается процессом и меньше утомляется.

Цель и результаты тренировок

Правильная и систематическая гимнастика сможет показать быстрые результаты развития речи и постановки звука. Артикуляционные упражнения при дизартрии развивают у детей автоматизацию произношения звука, точность амплитуды сокращения мышц ротовой полости, скорость двигательной функции, умение переключаться от одного занятия к другому, определение силы мышечных сокращений.

Цели артикуляционной гимнастики:

  1. улучшение формирования фонем у ребенка;
  2. выработка правильных кинем (движений для образования звука речи) при произношении;
  3. отработка положения артикуляционных органов во время речи;
  4. выработка силы голоса.

Достигнуть хорошего произношения можно, лишь имея силу в голосе, умея ею управлять и выдавать порционно, по мере необходимости. Полноценный комплекс просодических упражнений при дизартрии включает в себя:

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

  • отработка каждого звука до автоматизации;
  • выработка правильного положения мышц языка, губ, щек во время разговора;
  • улучшение подвижности речевого аппарата.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики логопедом или в домашних условиях:

  1. занятия должны быть ежедневными; если в этот день ребенок не посещает педагога, то нужно провести комплекс упражнений с родителями дома;
  2. желательно не переутомлять малыша, чтобы исключить у него стойкое отрицание. Выполнять движения лучше несколько раз в день по 5 минут;
  3. обязательно соблюдение последовательности упражнений по нарастанию сложности;
  4. из всего курса выполняемых занятий в день добавлять можно только одно незнакомое ребенку движение;
  5. при выполнении гимнастики малыш должен сидеть, лучше, если напротив него будет и родитель, и зеркало – это поможет ускорению закрепления;
  6. начинать комплекс нужно с разминки мышц губ.

Как правило, дети с дизартрией имеют проблемы с дыханием во время речи, они стараются говорить как на выдохе, так и на вдохе. Корректировка дыхания тоже должна входить в комплекс упражнений.

Упражнения

Дети склонны к потере интереса, поэтому занятия лучше проводить в виде игры, вовлекая их в сказку. С той же целью материал для логопедической гимнастики должен постоянно обновляться. Каждое упражнение должно начинаться с объяснений взрослого о том, как правильно выполнять то или иное движение, используя тематику игры. Далее показывают пример, а малыш должен его повторить.

Важно! С психологической точки зрения категорически запрещено сопровождать занятия критикой, успехи (хоть и не такие быстрые, как хотелось бы) нужно всегда хвалить и мотивировать.

Пример разминки мышц неба и глотки:

  • покашливания с открытым ртом, рекомендуется высунуть язык;
  • медленное глотание воды минимально возможными движениями;
  • удерживание киселя во рту с имитацией движений полоскания;
  • зажать нос и надувать поочередно щеки, не используя вдох;
  • мычать и свистеть;
  • положить ребенку на затылок руку, как будто придерживая голову, преодолевая сопротивление, он должен отклонить голову назад. Не стоит давить слишком сильно;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д» звуками;
  • произносить многократно звук «Ы»;
  • надувать воздушный шарик.

Примеры пассивной гимнастики:

  1. растягивание руками губ в положение улыбки, на несколько секунд фиксируя мимику;
  2. сильное смыкание губ;
  3. механическое создание положений губ: в трубочку (собрать руками от уголков к середине), имитируя положение для произношения звуков «А», «У», «О», «Ы», «Э».

Статистические упражнения:

  • ребенок удерживает открытым рот, при этом должно быть видно и верхние, и нижние зубы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • положение языка с упором в небо, имитируя звук «Р»;
  • ребенок самостоятельно растягивает губы в улыбку, а взрослый, оказывая умеренное давление, пытается ему помешать, с двух сторон нажимая на улыбку.

В заключение

При дизартрии важно найти правильные упражнения (можно скачать на нашем сайте), распечатать комплекс и заниматься по нему с малышом каждый день. При этом должен наблюдаться хотя бы маленький прогресс. Если изменений нет, то упражнения выполняются неправильно.

При коррекции звукопроизношения профессиональными педагогами используется индивидуальный подход, на отработку каждого звука должно быть отведено большее количество времени.

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

https://www.youtube.com/watch?v=-ZzqdSZeetU

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать ые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным.

Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких.

Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

Артикуляционная гимнастика и упражнения при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: примеры упражнений
Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.