Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

Содержание

Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

Человек – удивительное создание, которое заключает в себе огромный потенциал, и развивается на протяжении всей жизни.

Но, к сожалению, подобным образом нельзя сказать абсолютно о каждом, ведь существуют такие особенные люди, которые по тем или иным причинам, не могут придерживаться традиционного образа жизни.

Ограничение в понимании и выполнении тех или иных требований сопровождает больных, которым установлен диагноз – глубокая умственная отсталость, а также зафиксированы многие другие проявления данного заболевания.

Понятие глубокой умственной отсталости

В общем виде умственная отсталость представляет собой случаи, когда происходит снижение интеллекта, больше в отношении абстрактного мышления, которое отвечает в основном за логическое и творческое мышление, а также за математические способности. Существует всего четыре степени рассматриваемого заболевания, которые отражены в следующей градации:

  • легкая форма граничит с понятием «дебильность», где IQ (уровень интеллекта в количественном выражении) находится в пределах от пятидесяти до шестидесяти девяти;
  • умеренная степень, как правило, определяется имбецильностью и колеблется в границах от тридцати пяти до сорока девяти;
  • при тяжелой степени можно наблюдать также имбецильность, но уже с более низким коэффициентом, начиная с двадцати и доходящего до тридцати четырех;
  • глубокую степень обозначают как идиотия, составляющую менее двадцати единиц.

У детей с умственной отсталостью до семи лет можно наблюдать задержку развития, а непосредственно диагноз устанавливается после семилетнего возраста. Соответственно главной задачей родителей или ближайшего окружения является своевременное обращение к квалифицированным специалистам за консультацией.

Если заторможена моторика у ребенка, речевые и двигательные функции, то это повод посетить невролога в детской поликлинике или любом другом надежном медицинском учреждении.

Для этих целей был создан научно-исследовательский институт, где производится реабилитация детей с различными патологиями неврологического характера.

Благодаря высококачественному медицинскому оборудованию и передовым технологиям достигается большая точность результатов по функциональному состоянию мозга и когнитивным функциям (память, творческое развитие, интеллект, словарный запас и другое).

Обычно дети с глубокой умственной отсталостью обучаются в специальных школах, где для них разрабатывается специфический учебный план, включающий курсы общеобразовательного назначения, трудовую и коррекционную подготовку.

Обучающимся в доступной форме предлагается изучить основные общеобразовательные предметы, иногда не требующие запоминания традиционных правил.

Все учебные планы не отклоняются от действующего законодательства и санитарных правил.

Человеку, у которого обнаружили эту болезнь, просто необходима помощь, непрерывный контроль, определенная окружающая среда и, конечно, руководство.

к оглавлению ↑

Обозначение причин глубокой умственной отсталости

Главными причинами глубокой формы рассматриваемой болезни считаются те, которые имеют биологическое происхождение, но семейное и социальное окружение также не исключаются в данном случае.

Расстройства биологического характера могут быть вызваны также генетическими факторами, вызывающими хромосомные и метаболические нарушения.

Многие выявленные причины пока еще не прошли досконального исследования, но их общее число приближается к тысячной отметке.

Самым распространенным хромосомным нарушением, которое часто приводит к глубокой умственной отсталости, является известная многим аномалия, обозначающаяся как синдром Дауна, происходящая в двадцать первой хромосоме. В связи с этим сегодня женщине после тридцати пяти лет на четвертом месяце вынашивания плода предлагается исследовать амниотическую жидкость, которая окружает плод с целью выявления хромосомных аномалий.

Расстройство личности, вызванное также как и в предыдущем случае, хромосомными нарушениями можно наблюдать и при наличии синдрома хрупкой Х-хромосомы. Дети, которые были рождены с такой хрупкой структурой, имеют нарушение речевого аппарата и фиксируется поведенческое расстройство.

Глубокая степень умственной отсталости может возникать, как утверждают специалисты, также по причине метаболических расстройств, объединивших два рецессивных гена родителей ребенка.

Одним из таких метаболических расстройств называют фенилкетонурию, при которой организм ребенка оказывается не в состоянии разлагать фенилаланин, который со временем накапливается и образует иные отравляющие вещества.

В совокупности это приводит к умственной отсталости, но сегодня детей до трехмесячного возраста переводят на специальную диету, которая помогает в дальнейшем полноценно развиваться.

Некоторые метаболические расстройства, влияющие на умственные способности, могут даже приводить к смерти. К разряду таковых относят заболевание Тея-Сакса, при котором в прогрессивном режиме ухудшаются умственная и моторная составляющие, зрение, у ребенка с двух до четырех лет, что в итоге губительно для него.

Помимо вышеобозначенных причин, можно отметить и те, что относятся к раннему детству:

  • получение разного рода травм, особенно, что связанно с головой;
  • несчастные случаи;
  • отравления;
  • негативное воздействие рентгеновского аппарата;
  • чрезмерность в употреблении определенных препаратов;
  • осложнения на фоне перенесенных инфекционных заболеваний;
  • проникновение пестицидов, нитратов и ртути в организм.

Повреждения, при которых затронут головной мозг, могут произойти и во время родов или сразу после них, когда долго нет поступления кислорода. Малый вес при рождении также влияет на развитие ребенка в будущем.

Но, несмотря на наличие ряда отклонений, начиная с самого рождения, такие дети могут стать личностями на равне с остальными.

к оглавлению ↑

Клинические проявления

При глубокой форме единственным речевым навыком является мычание, либо крик, при этом собственный речевой навык и понимание речи окружающих людей отсутствуют. Все движения у таких пациентов достаточно примитивны, поэтому зачастую ребенка можно наблюдать в одной и той же позе.

Дети, у которых проявляется идиотия начинают поздно ходить, при чем движения малокоординированны и неуклюжи. Зачастую можно наблюдать стереотипные покачивания, сгибание туловища, поворачивание головы и другое.

Проявляться идиотия может как в апатии и вялости, так и в гневе, злобности, либо в неадекватном плаче.

Глубокая степень умственной отсталости сопровождается к тому же нарушениями, касательно физического состояния, что отражается в воронкообразной груди, раскосых глазах, низком росте, неправильной форме черепа. Взгляд у таких людей имеет плохую фокусировку и он, как правило, бессмысленный.

Реакция при такой форме умственной отсталости заторможена, эмоциональная составляющая отсутствует, а реакция касается в основном болевых ощущений, при этом болевой порог – довольно низкий.

Самые ранние этапы жизни при отклонениях в умственном отношении могут проявляться в плохом держании головы и в других признаках. В старшем возрасте у таких больных имеет место недержание, а самостоятельное прожевывание твердой пищи просто невозможно.

Тоже касается и мелких движений, к примеру, завязывание шнурков, шнурование обуви или застегивание пуговиц.

Как было доказано, физическая культура и предметно-практическая деятельность положительно влияют на точность и координацию движений, поэтому подобные занятия в обязательном порядке включены в планы занятий.

к оглавлению ↑

Личность и поведение

В общих чертах поведение при глубоких интеллектуальных нарушениях касается внимания, мышления, восприятия, речи, памяти и эмоционально-волевой сферы. С самого детства замечается поверхностное восприятие окружающих предметов.

При расстройстве личности такого рода становится невозможным анализ воспринимаемого материала, его сравнение и сопоставление с другими объектами. Хорошо воспринимаются те предметы, которые привычны глазу ребенка, но незнакомые свойства нового предмета уже не поддаются восприятию.

Бывает очень трудно привлечь внимание ребенка, так как он постоянно отвлекается на другие предметы. Слабо развито и активное внимание, необходимое для достижения намеченных целей. Внимание, конечно, можно привлечь при помощи ярких элементов, но длительного сосредоточения ждать не стоит.

Однако некоторые дети успешно включаются в процесс обучения, если заранее были созданы благоприятные условия, и соблюдалась специфика работы, которая может вбирать ограниченное преподнесение какой-либо полезной информации или частую смену видов деятельности. Иногда идиотия определяется частичной памятью (гипертрофированной механической памятью) на все окружающее, ведь механическая и логическая память бывают крайне затруднены.

Связный текст запоминается и воспроизводится намного лучше, нежели набор несвязных слов. Тенденция в этом отношении склонна к улучшению. Совершенствование в качественном и количественном выражении касается и долговременной памяти, в сравнении с кратковременной.

Недоразвитость детей с глубокой умственной отсталостью проясняется не только в мышлении, но и в познавательной деятельности.

Им невероятно трудно использовать полученные знания, особенно в случае изменившихся условий, решать несложные жизненные задачи, а также давать оценку текущей ситуации.

В основном больной способен только на элементарные обобщения, соответственно обучение счету и грамоте становится для него непреодолимым барьером. Чтение считается вполне реализованным мероприятием, но осмысление текста в разрезе поведения этого особенного ребенка зачастую невозможно. Как уже было упомянуто, речь отсутствует, но она компенсируется жестами, своеобразными словами и другим.

Обучение вполне способно обогатить словарь, когда изучаются и запоминаются предметы обихода, овощи, животные и другие элементы окружающего мира.

Но слова для такого ребенка есть всего лишь характеристика предмета или их группы, отображающих ситуационные отношения.

Инициатива и самостоятельность чужды для этих детей, так как идет преобладание импульсивных и непосредственных реакций на внешние раздражители.

Таким образом, глубокая умственная отсталость врожденная или приобретенная, проявляется в детском возрасте, поэтому психолого-педагогическое воздействие должно иметь определенную специфическую направленность, не забывая про индивидуальный подход к каждому отдельно взятому ребенку с целью эффективного совершенствования личности и поведения.

Идиотия: что это такое в психологии, диагноз и лечение

Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

Идиотия — это наиболее серьёзная, максимальная форма умственной отсталости (олигофрении). В психиатрии под этим понятием понимается совершенно не то, что ассоциируется с ним в народном сознании или литературе. К примеру, герой романа Ярослава Гашека Швейк якобы страдал идиотией, таков был его официальный диагноз.

На самом деле мы имеем дело лишь с литературным приёмом, гротеском. Если бы у Швейка в действительности был такой диагноз, то он с трудом бы ходил, у него почти полностью или полностью отсутствовали бы речь и мышление. Именно это и указывает на идиотию.

Идиотия это в психологии носит название «глубокая умственной отсталость» и обозначается кодом F73.

Идиотия — это наиболее серьёзная, максимальная форма умственной отсталости (олигофрении)

Классификация

Идиотия является степенью олигофрении. Существует несколько вариантов её классификации. Поэтому некоторые авторы утверждают даже то, что при идиотии больные могут общаться словами, обучаются рукоделию и прочим чудесам. Значит они используют какую-то другую классификацию, отличную от принятой ныне. Мы придерживаемся следующей.

  • F70. Лёгкая степень — дебильность. Больные могут работать, если работа не требует серьёзного приложения интеллекта — мыть полы, таскать, копать. Некоторые довольно добры и могут стать хорошими мужьями и женами. Они могут дружить, а основной их враг алкоголизм.
  • F71. Умеренная — нерезко выраженная имбецильность. Могут говорить, читать, писать, рисовать, испытывают весь спектр эмоций, но довольно непредсказуемы. Это уже та форма, когда необходимо постоянное наблюдение.
  • F72. Тяжёлая — выраженная имбецильность. Интеллект детей дошкольного возраста. Что-то около 3-6 лет. При этом дети дошкольного возраста развиваются, а больные — нет.
  • F73. Глубокая — идиотия. Если такой больной выйдет каким-то чудом на улицу, то точно потеряется.

Выделять степени идиотии можно только с точки зрения разделения на совершенно, абсолютно тяжёлого больного и хоть что-то понимающего. Петь, читать, рисовать, вышивать — это всё не для них. Могут что-то калякать на бумаге или бормотать перебирая предметы. Только надо смотреть, чтобы карандаш не попал в глаз, а пара предметов в желудок.

Дебильность считается легкой степенью идиотии

Идиотия: общая характеристика личности и поведения

Сказать что-либо сложно, в силу почти полного отсутствия личности и поведения с личностными особенностями. Больные могут передвигаться на четвереньках или ползком, но могут и ходить.

Однако обучаются этому они с большим трудом и передвигаются так, как передвигается тело, которое управляется рассудком процентов на 10, не более. Движения руками могут быть хаотичными, резкими.

Речь в основном нечленораздельная — какие-то гукания, охания и подобные звуки. Но выучить отдельные слова некоторые больные в состоянии.

Большая часть не то, чтобы забывает других людей, но они никогда и не понимали, кто является кем. По характеру больные могут быть агрессивными, но это не агрессия в обычном понимании. Они даже не злы, но выражают все эмоции чем-то, что напоминает злость. Хотя большая часть безразличны ко всему — всем событиям вокруг них.

Это прозвучит очень жестоко. Мы приведём данное сравнение лишь для того, чтобы подчеркнуть степень трагизма данной ситуации. Уровень интеллекта у наиболее тяжёлых нельзя измерять по шкале IQ. Он просто так низок, что его невозможно установить.

Конечно, IQ ниже 20, если есть какой-то уровень. Больные могут ползать или поедать собственные экскременты.

Если вы прочитали о том, что у больных IQ ниже 20, то должны понимать, что речь идёт о выявлении его уровня у людей с которыми преимущественно возможны лишь ограниченные формы невербального общения.

Выше рассказ шёл более о наиболее глубокой степени. Есть и более лёгкая форма, но это не говорит ничего хорошего и не позволяет давать какой-то благоприятный прогноз. В более лёгкой у больных может быть определённый словарный запас. Они говорят слова, но с большим трудом, подменяя слоги, шепелявя, сюсюкая или искажая звуки как-то ещё. Некоторые будто бы выдавливают слова из себя.

Так же при лёгкой форме идиотии возможно и знание некоторых наиболее элементарных вещей. Это понимание того, что способно вызвать боль. Однажды опустив палец в кипяток больной запоминает последствия и во второй раз этого не сделает. Кроме этого лёгкую и тяжёлую форму можно различить по реакции на громкий звук или яркую вспышку.

При тяжёлой форме это игнорируется, а при лёгкой больной в состоянии что-то испытать. Это не всегда испуг, возможна реакция напоминающая удивление или обратная адекватной — восторг от того, что должно было бы испугать. Больной в лёгкой форме может «обрадоваться» пожару или наводнению. В действительности это не радость, а вид выражения волнения, способ реагирования на яркое событие.

Внешность больных своеобразна, строение внутренних органов чаще всего нарушено.

Уровень IQ у человека, страдающего идиотией, чрезвычайно низкий

Кроме деления по степени глубины существует ещё и деление по форме выражения — торпидная и возбудимая идиотия. В первом случае больные не реагируют ни на что, а во втором каким-то образом действуют — хлопают в ладоши, что-то трогают, совершают стереотипные движения.

Стоит увидеть:  Диссоциативные конверсионные расстройства

Никакого особого значения фото больных идиотией не имеют. Такое состояние может быть вызванным самыми разными причинами, поэтому и внешний вид существенно отличается. Часто психический статус связан с пороками и аномалиями физического развития.

Но каждая из причин влечёт за собой свои особенности. Возможны дефекты в развитии рук или ног, наличие шести пальцев или сращение пальцев. Не редко наблюдается контрактура суставов  — нарушение их конфигурации, рубцовыми изменениями.

Очень часто встречающимися явлениеми можно назвать характерную диастему и аномальную форму ушей.

В общем случае бесполезно и видео больных с идиотией. Всё дело в широком спектре вызывающих умственную отсталость причин.

Идиотия, что такое и чем вызывается?

Основными причинами являются генные аномалии, хромосомные мутации. Они могут вызываться различными синдромами. Наиболее распространённый для такого случая — это синдром Дауна. Однако нужно понимать, что это не говорит о том, что у всех людей с болезнью Дауна глубокая умственная отсталость.

Кроме этого причиной может стать синдром «кошачьего крика», болезнь Шерешевского-Тернера и Клайфельтера. Существуют и рецессивно-наследуемые метаболические формы врожденного слабоумия. К примеру, фенилпировиноградная олигофрения. Это одна из немногих форм, которая поддаётся лечению.

Если болезнь удаётся вовремя распознать, то можно полностью избежать патологии, если с рождения и до полового созревания ограничить поступление в организм фенилаланина. Попадает же он в него с пищей.

После полового созревания можно только приостановить процесс, но произошедшие с мозгом изменения ликвидировать невозможно. Другим примером является галактоземия. Тяжесть этого заболевания может очень сильно варьироваться. От катаракты с непереносимостью молока до жизнеугрожающего характера.

Вызывают идиотию и эндогенно-наследственные патологии. Среди них и микроцефалия, и врождённые аномалии головного мозга, и краниостеноз.

Не исключаются ещё и экзогенные причины, которые тоже могут быть разными. В первую очередь это инфекционное влияние на плод ряда заболеваний родителей.

Ими могут стать краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, листериоз. Возможно и влияния сифилиса родителей, но встречается это гораздо реже.

Так же причиной может быть алкоголизм родителей, особенно матери, или наличие в крови каких-то лекарственных средств или токсинов.

Лечение

Виды терапии можно разделить по направлениям.

  • Специфическое направление — это работа с причиной, вызвавшей патологию. Уместно в основном тогда, когда умственная отсталость обусловлена нарушением обмена веществ.
  • Симптоматическое направление — работа с симптомами, направленная на облегчение страдания больного.

Стоит увидеть:  Шизоаффективное расстройство

Здесь мнения расходятся. На самом деле трудно понять, что лучше. Допустим, что больной не реагирует ни на что.

Добиваться того, чтобы он стал реагировать хоть на что-то нужно далеко не во всех случаях, если эти реакции сведутся к тому, что после приёма препаратов он хоть что-то заметит.

Какая-то терапия проводится в основном у больных с возбудимой формой идиотии, но и тут смысл понятен далеко не всегда.

Специфическое направление иногда выражается только в виде диеты, которая призвана восполнить дефицит каких-то веществ. Это вполне уместно, но не позволяет говорить о том, что это лечение в действительности.

Церебролизин используется при лечении идиотии

Психиатрия или психотерапия в стандартном понимании неуместны. Таких больных нельзя увидеть в клинических психиатрических больницах.

Они находятся или дома, если родители не отказались от такого ребёнка в самом раннем возрасте, но чаще всего в интернатах. Продолжительность жизни очень низкая, редко превышающая 20 лет. Тем не менее, какие-то попытки лечения проводятся.

Используются самые разные средства  стимуляции нейрональных процессов.

  • Психоактивный ноотроп пирацетам, хотя в России он признан устаревшим препаратом с недоказанной эффективностью.
  • Церебролизин — препарат мозга свиней, который не все считают лекарственным средством. Тем не менее он относится ими к ноотропным средствам, обладающим нейротрофической активностью.
  • Пиритинол — его чаще дают агрессивным пациентам, поскольку его действие сходно с антидепрессантами, обладающими седативными свойствами.
  • Гопантеновая кислота — ноотропное средство, обладающее нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами.
  • Гамма-аминомасляная кислота — восстанавливает процессы метаболизма в головном мозге.

Используют ещё и большие дозы витаминов. А пациентам с явно выраженной агрессией иногда дают нейролептики.

Сестринский процесс

Больные полностью не способны себя обслуживать. Их состояние создаёт трудности даже для того, чтобы основные функции жизнедеятельности поддерживал кто-то ещё.

К примеру, они могут проглатывать пищу не прожевав, не различать вкуса так, как его различают другие люди. Они часто тянут в рот несъедобные предметы. У многих отсутствует понимание разницы между удобством и неудобством в бытовом плане.

Так, они могут спать на мокром белье и различать всё хорошее и плохое, удобное и неудобное с большим трудом или как-то по-своему.

Им необходим комплекс ухода и присмотра. Основная трудность в том, что они не выражают свои эмоции хоть в какой-то степени адекватно. Могут не кричать и не плакать даже испытывая боль, могут её не испытывать.

Возможно и такое, что ребёнок возьмётся рукой за раскалённую плиту, но не одёрнет её, а так будет орать от боли. Они не смеются и не плачут так, как другие люди, даже другие больные.

Во всяком случае выражение лица чаще всего не подсказывает то, что с ними происходит.

Другую проблему создаёт агрессивность. Опасность они представляют собой редко, но само внешнее проявление агрессии затрудняет процесс ухода. Если больной сходил в туалет в штаны, то физически сменить их может быть очень трудно, если он постоянно совершает какие-то действия руками и ногами.

За человеком, страдающим от идиотии, требуется постоянный уход

Родителям, которые принимают решение взять такого ребёнка, не отказываться от него, следует понимать всю сложность, проблематичность ситуации.

Мы вовсе не говорим о том, что от детей с проблемами с умственным развитием необходимо отказываться. Мы лишь напоминаем о том, что брать на себя такую ношу, которая окажется непосильной тоже не имеет особого смысла. Тем не менее, каждый должен принимать такие решения сам.

Важно, чтобы это было именно решение, а не действие в состоянии сиюминутного порыва.

глубокая умственная отсталость, идиотия у детей

Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

Идиотия – это самая тяжелая форма олигофрении (не путать с понятием «идиотизм», разговорной формой слова). На данный момент диагноза «идиотия» нет. Равно как и дебильности с имбецильностью. Эта терминология использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). На смену пришла МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра).

Если проводить параллель между МКБ 10 и МКБ 9, то идиотия, как стадия олигофрении, условно приравнивается к глубокой форме умственной отсталости (в отношении олигофрении). Соответственно, очень много специальной литературы с использованием «старой» терминологии.

В статье будет использоваться словосочетание «больные идиоитей», но оно дано только для облегчения понимания. Следует учитывать, что диагноза «идиотия», как уже было отмечено выше, сейчас нет. Равно как и симптомы идиотии в качестве характеристики заболевания не рассматриваются.

Потому что умственная отсталость не болезнь, а только одна из характеристик различных групп заболеваний.

Олигофрения – это раннее поражение головного мозга, выражается в тотальном недоразвитии активной познавательной деятельности и нервно-психической стороны личности (сенсорики, моторики, интеллекта и эмоциональной сферы) в целом. Основной дефект при олигофрении – это недоразвитие мышления.

Идиотия у детей проявляется сильнейшей дисфункцией центральной нервной системы.

Нарушения развития при этом возникают либо в пренатальном (внутриутробном), интранальном (во время родов), постнатальном (до 3 лет) периодах развития человека.

Данные нарушения характеризуются в основном недостаточностью интеллектуального развития. При идиотии уровень интеллекта находится на самом низком уровне из вообще возможных при олигофрении.

Общая характеристика глубокой умственной отсталости

Эта форма олигофрении видна в раннем возрасте. Больные с глубокой формой умственной отсталости живут в основном недолго, большинство не доживает до 20 лет. Жизнеспособность их очень низкая.

Для идиотии характерно системное недоразвитие личности. Вообще о развитии как таковом приходится говорить весьма условно. Хотя и отрицать его как таковое также неправильно.

Общий уровень развития при идиотии примерно равен уровню 2-3 летнего ребенка.

Больные с идиотией практически полностью беспомощны. Нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Даже обучение навыкам самообслуживания практически невозможно в большинстве случаев. Лишь только ближе годам 13-14 подростки могут делать минимальные вещи: ходить в туалет (и то только под постоянным контролем) например, или умыть лицо.

Дефект развития носит глобальный характер. Физическое развитие также нарушено, наблюдается существенное отставание в росте, весе.

Часты соматические заболевания – нарушения зрения и слуха, пороки сердца, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, больные нередко не способны самостоятельно передвигаться (прямохождение очень часто невозможно, не могут даже самостоятельно сидеть, стоять, ползать), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, нарушения пропорций туловища и конечностей, деформация черепа, недоразвитие внутренних органов и многое другое. Характерны проявления беспорядочной двигательной активности, монотонных движений (раскачиваний) и общего двигательного недоразвития. Иммунитет ослаблен, поэтому чаще других детей подвержены инфекционным заболеваниям.

Качественная характеристика глубокой умственной отсталости

Уровень развития ВПФ (высших психических фукций)

Восприятие. Ограничивается только непроизвольными реакциями на внешний раздражитель. Способны воспринимать только то, что касается естественных потребностей – жарко, холодно, больно, голод и тому подобное.

Внимание. Практически ни на что не реагируют. Крайне трудно привлечь внимание и тем более на чем-то его остановить дольше 1 минуты. Ориентировка в окружающем мире крайне затруднена, практически невозможна без сопровождения, направляющей и организующей помощи.

Речь.  Обращенную к ним речь практически не понимают. Но могут выполнять простые действия после многократно повторенных просьб, сказанным самыми простыми словами, типа «иди ко мне».  Реакции поведения проявляются только на перемену интонации. Собственная речь отсутствует. Даже звукоподражание практически невозможно. Издают только бессмысленные и нечленораздельные звуки.

Память. Отсутствует как компонент психической деятельности. В основном не запоминают лиц, изображений и тем более, символов (цифр, букв). Хотя бывают случаи, когда больные узнают близких людей, проявляя элементарные эмоции (улыбка, гуление). Если идиотия у них не самой тяжелой степени.

Мышление. Практически отсутствует как высшая познавательная функция. Даже простейшие операции невозможны. Осознание собственной личности отсутствует.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции крайне уплощены. Больные адекватно не реагируют на окружающие события. Их эмоции вообще не связаны с внешними раздражителями. Они не могут расстраиваться или радоваться. Не плачут, не смеются.

Не знают что такое сострадание, жалость, любовь или ненависть. Не проявляют сложных эмоций как таковых. Так как для их проявления и формирования необходим определенный уровень умственного развития.

К волевой деятельности, по этой же причине, не способны в принципе.

Часты импульсивные и неосознанные эмоциональные реакции, аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя) – бьют или щипают себя, например. Могут швыряться в окружающих различными предметами без видимых причин, ударить или толкнуть. На порицание никак не реагируют.

Могут проявлять излишнее сексуальное возбуждение, выражающееся в бурном и безудержном онанизме. Извращенное обжорство, больные порой поедают даже собственные экскременты.  Если основные потребности не удовлетворены (голод, например), то проявляют агрессию, громко кричат.

Наевшись, становятся благодушными и на время успокаиваются. Нравственные нормы не доступны для понимания.

Умственная отсталость может иметь экзогенную природу – обуславливаться патологическим воздействием внешних факторов и эндогенную – обуславливаться воздействием внутриутробных вредностей и наследственной природой (хромосомными нарушениями) на развитие плода.

Генетические нарушения, сочетающиеся с глубокой умственной отсталостью

Синдром Дауна. Основной характеристикой является хромосомная аномалия. Синдром Дауна назван в честь врача, описавшего это заболевание. В данном случае, рассматриваются случаи, когда синдром Дауна сочетается с низким уровнем развития интеллекта.

Не стоит забывать при этом, что наличие у человека синдрома Дауна не всегда означает наличие интеллектуальной недостаточности.

Стоит также учесть, если синдром Дауна сочетается с умственной отсталостью, то в 20% случаях это именно глубокая умственная отсталость.

Синдром Клайнфельтера. Это заболевание, характеризующееся нарушениями работы эндокринной системы. Заболеванию подвержены мужчины. Внешне эти больные отличаются диспропроциональными конечностями (излишне длинными). Они бесплодны. И очень высокого роста. Но глубокая умственная отсталость при этом заболевании все-таки не часто встречается.

Синдром Шерешевского Тернера. Данному заболеванию, наоборот, подвержены исключительно женщины. Причем здесь наблюдается как умственное, так и физическое недоразвитие различных форм. Умственная отсталость при этом может быть от легкой формы до самой сильно выраженной (глубокой).

Амавротическая идиотия или болезнь Тея Сакса. Обусловлена патологической наследственностью, выражается в расстройстве жирового обмена на уровне нервной системы. Характер распространения со временем приобретает тотальный характер.

Одним из первых поражается орган зрения, возникают нарушения двигательной сферы, интеллектуальное развитие останавливается, а потом резко и стремительно идет в обратную сторону. Заболевание смертельное. Если амавротическая идиотия (болезнь Тея) возникает в детском возрасте, то ребёнок редко доживает до 3 лет.

Бывают случаи, когда она возникает в подростковом возрасте, симптомы немного сглажены, но  лечению и терапии не поддается при любом раскладе.

Болезнь Сандхоффа. Имеет генетическую обусловленность и схожа по симптоматике с болезнью Тея Сакса. Но встречается реже. Приводит к глубокому поражению центральной нервной системы. Вследствие этого наблюдаются нарушения опорно-двигательной сферы,  паралич, умственная отсталость. Болезнь Сандхоффа не излечима. Можно только попытаться облегчить ее проявление симптоматически.

Идиотия, обусловленная внутриутробными вредностями

Речь идет прежде всего о внутренней среде, в которой развивается плод. Имеет значение состояние плаценты – если ее структура нарушена, то возможно нарушение развития головного мозга и как следствие, глубокая УО.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

Очень сильное влияние оказывают инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, краснуха во время беременности оказывает фатально патологичное воздействие на плод. Причем вместе с УО будут наблюдаться и различные патологии внутренних органов ребенка.

 Сильное негативное воздействие оказывает и перенесенный во время беременности грипп. Вирус герпеса, попавший от матери к зародышу также крайне отрицательно влияет на развитие эмбриона.

  Врожденный сифилис зачастую приводит к появлению УО у ребенка, вплоть до самой тяжелой формы.

Интоксикация организма матери — алкоголизм, курение, употребление психоактивных веществ, ряда лекарственных препаратов также могут выступать в качестве патологических факторов, вызывающих УО. Причем чем больше по времени воздействие этих факторов, тем выше вероятность рождения ребенка с глубокой формой УО.

Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)

Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов),  перенесенные  в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).

Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.

Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.

Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.

Характеристика глубокой умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость (идиотия): общая характеристика личности и поведения

У детей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается,  она полностью нарушена. Они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Они не понимают того, о чем говорят вокруг, не могут отличить членов своей семьи от посторонних.

С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. Начав ходить, они передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. При тяжелой форме идиотии, дети малоподвижны, часто страдают «недержанием». Они не могут обходиться без помощи, их нельзя оставлять без присмотра.

Их лицо не выражает никаких эмоций, его форма круглая, вид лица одутловатый, язык непропорционально толстый. Взгляд таких детей бессмысленный, часто несфокусированный. Эти дети живут без эмоций – они не плачут и не смеются. Реакция возможна только на болевые раздражители, хотя, их болевой порог сильно занижен.

От чего возникает идиотия

Данный вид психического расстройства может быть вызван генетическими сбоями, которые произошли при зачатии. Ученые считают, что глубокая умственная отсталость у детей чаще всего развивается из-за  микроцефалии и болезни Дауна.

Не исключено, что причиной может стать воздействие на плод, находящийся в материнской утробе, вирусных и прочих инфекций, таких как сифилис, краснуха, токсоплазмоз.

К другим причинам, способствующим этому заболеванию, относят гормональные нарушения, которые произошли у матери, в период беременности, и резус конфликт.

Причиной может стать родовая травма, тяжелая детская инфекция, перенесенная после родов, и различные травмы головы.

Очаговая неврологическая симптоматика, сопутствующая этому виду умственной неполноценности, проявляется в реакции детей, на внешние раздражители. Дети с данным заболеванием необучаемы, и, в большинстве случаев, их помещают в специальные заведения для умственно отсталых, где за ними осуществляется уход и оказывается необходимая помощь медиков.

У тех, кому поставлен такой диагноз, занижена чувствительность. Они не в состоянии отличить горячее от холодного, сухое и мокрое.

Виды идиотий

Различают следующие виды идиотий: амавротическая; амавротическая врожденная; амавротическая детская поздняя; амавротическая детская ранняя; амавротическая поздняя; амавротическая юношеская;  гидроцефальная; гизостатическая; ксеродермическая; микседематозная; моральная; химическая.

Часто бывает так, что дефекты физического развития, которыми сопровождается подобная умственная отсталость, несовместимы с жизнью. Такие больные дети долго не живут, они часто погибают во время, и вскоре после родов.

Кретинизм, как форма идиотии

Для него характерны особенности внешнего вида – дети и взрослые имеют малый рост, их конечности искривлены, голова имеет большую, неправильную форму. Кожа на лице и голове более толстая, чем у здоровых людей, губы выпячены, изо рта течет слюна, а на короткой, толстой шее можно наблюдать большой зоб. В будущем они не способны к продолжению рода.

Такой диагноз, как глубокая умственная отсталость у детей, горе для родных, но так бывает. Это жизнь.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.