Воспитание ребёнка-сангвиника

Содержание

Шпаргалка для родителей детей-сангвиников

Воспитание ребёнка-сангвиника
13.01.20 10:00 /

Как воспитывать Сангвиника? – статья сайта о детях imom.me

Воспитание ребёнка-сангвиника

Задаваясь вопросом о том, как правильно воспитывать своего малыша, мало кто принимает во внимание тип его темперамента.

Многие родители и не подозревают, как сильно влияет это на гармоничное развитие личности ребенка. Воспитание юного сангвиника, в частности, вовсе не является легкой задачей, как может показаться на первый взгляд.

Оно имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать ответственным родителям.

Темперамент – врожденная совокупность индивидуальных душевных и психических свойств, выражающихся в динамике поведения и в отношении в окружающему миру, в степени жизненной активности. Темперамент детерминируется силой или, наоборот, слабостью нервной системы, функционированием процессов возбуждения и торможения.

Темперамент – поскольку он врожден – изменить нельзя, однако можно его несколько скорректировать.

Почему это так важно? Ребенку, когда он повзрослеет, в различных социальных ситуациях нужно будет контролировать и при необходимости маскировать свой темперамент.

Поэтому заботливый родитель в процессе воспитания своего чада должен своевременно определить его ведущий тип темперамента и суметь к нему адаптироваться.

Существует четыре типа темперамента:

  • Сангвиник
  • Холерик
  • Меланхолик 
  • Флегматик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает.

Ребенок-сангвиник – неугомонный весельчак.

Поскольку в данной статье мы рассматриваем особенности воспитания детей с последним типом темперамента, нас интересует более подробная характеристика юного сангвиника:

  • быстрый, неугомонный, веселый и жизнерадостный;
  • с детства проявляет общительность и дружелюбие;
  • экстраверт, любит находиться среди людей;
  • к ним тянутся окружающие, они буквально заряжают их своей внутренней энергией и очень часто становятся душой компании;
  • легко переносят неудачи и адаптируются к изменившимся обстоятельствам, работоспособны и многозадачны.

Разве это не мечта любого родителя? Плюсов у сангвиников, безусловно, хоть отбавляй, но есть и слабые стороны:

  • Эти люди могут усердно чем-то заниматься лишь до тех пор, пока испытывают к этому интерес. В случае его утраты они тут же охладевают к работе и иногда даже бросают ее;
  • Терпения и усидчивости у детей-сангвиников часто не хватает;
  • Для сангвиников не характерны глубина и долговечность чувств. Обычно у них много хороших знакомых, товарищей, но по-настоящему близкого друга, как правило, им найти трудно.

Что нужно для воспитания сангвиника?

Несмотря на обилие сильных сторон юного обладателя этого типа темперамента родителям расслабляться все же не стоит не стоит, так как важно:

  • направлять энергию малыша-сангвиника в нужное русло;
  • уметь заинтересовывать его теми или иными задачами, играми, собственным примером;
  • максимально развить в сангвинике способность доводить начатое дело до конца;
  • своевременно выявить выдающиеся способности ребёнка;
  • стать авторитетом, примером для малыша;
  • выдерживать баланс между контролем над ребенком и его самостоятельностью.

Если вы заботитесь и беспокоитесь о гармоничном развитии малышей-сангвиников, можете смело выполнять нижеприведённые рекомендации.

Как воспитывать детей-сангвиников: контроль над слабыми сторонами.

  1. Очень важно развивать в таком ребенке целеустремленность, ставить перед ним задачи с упором на конечный результат;
  • Поначалу задачи должны быть предельно простыми, но постепенно следует повышать их сложность;
  • Необходимо, чтобы они были выполнимы. Только так вы сможете научить ребёнка доводить начатое до конца, что является, пожалуй, самым проблематичным вопросом для представителей данного типа темперамента;
  • Хвалите и поощряйте ребенка за успешно завершенный дела.
  1. Уделяйте внимание качеству выполнения задач, исключайте принцип «тяп-ляп»;
  • Прививайте ребенку аккуратность и усердие;
  • Обсуждайте с ребёнком результаты его деяний, задавайте ему вопросы по типу «Тебе самому нравится то, что сделал?»
  1. Приучайте юного сангвиника к порядку: следите, например, за тем, чтобы он всегда убирал на место игрушки, был аккуратен в процессе приема пищи;
  2. В процессе воспитания сангвиника избегайте криков и жёсткие рамок, ограничений. Лучше устанавливать свои условия спокойно, с готовностью идти на компромисс;
  3. Почаще говорите с ребенком о чувствах, делитесь своими переживаниями, впечатлениями и эмоциями. Говорите ему о том, что любите ему, какие из его поступков вас радуют, а какие огорчают, и стимулируйте его ответную реакцию.
  4. Воспитывая сангвиника, развивайте его сильные стороны.
  • Старайтесь быть энергичны и эмоциональны в общении с ним. Это поможет вам пробудить в нем интерес к какому-либо делу, привлечь его внимание, стать для него примером;
  • Рассказывайте позитивные истории, смейтесь, улыбайтесь, способствуя поддержанию хорошего настроение ребенка;
  • Поощряйте творческие стремления малыша, его артистизм, будьте для него восхищенным зрителем;
  • Занимайте юного сангвиника различными играми, рисованием, танцами, чтением, занятием спортом – все эти активности должны непрерывно сменять друг друга в ходе воспитания;
  • Избегайте излишней похвалы в сторону ребенка, это может повлечь развитие у него «звездной болезни»;
  • Для того, чтобы по максимуму развить талант малыша, наблюдайте, что он делает с наибольшим энтузиазмом. Скорее всего, это направление вам и нужно избрать, чтобы добиться успеха.

Важно обращать внимание на окружение ребёнка.

  1. Следите за тем, с кем играет, общается, дружит малыш, как в отношениях проявляет себя он и как относятся к нему другие дети;
  2. Прививайте ребенку уважение к старшим;
  3. Ребенок-сангвиник очень доверчив даже к незнакомым людям и легко может поддаваться влиянию извне. Поэтому с раннего детства важно внушать ему мысль о том, что разговоров с незнакомцами нужно избегать, и уж тем более нельзя куда-то с ними идти.

Темперамент – основа формирования характера и очень важных, значимых для жизни в социуме, вступления в социальные взаимоотношения качеств. Вот почему каждое ваше действие в ходе воспитания должны осуществляться с учетом особенностей ребенка, связанных с его типом темперамента.

Именно от родителей зависит раскрытие положительных сторон личности малыша и корректировка его слабых сторон, а также развитие его таланта. Чутко реагируйте на индивидуальные потребности своего ребенка и стремитесь создать все необходимые условия для его гармоничного развития.

Как воспитывать ребенка с учетом его типа темперамента

Воспитание ребёнка-сангвиника

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться.

Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке.

Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1.  Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся.

И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям.

Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников

  1.  Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину.

Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке.

Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми.

Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются.

К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Тест на определение типа темперамента

Для определения предлагаем пройти тест

Вам также может понравиться

Темперамент сангвиника: быстрые дети

Воспитание ребёнка-сангвиника
6 Октябрь 2016       admin       страница » Без рубрики        1289

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения, перечислены особенности и черты характера сангвиников, разбираются трудные моменты в их воспитании, названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты.

Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов.

Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету».

Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц — Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью.

Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их.

Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1—2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6—7-м классах.

— Из школы приду,— рассказывает Валя,—немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали — уравновешенность.

— Мы не видели её капризной, порывистой,— говорят родные,— хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.

— Эта ученица быстро загорается,—рассказывает классная руководительница,— но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя.

Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали — подвижность.

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки — девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга. После сильного переживания — ссоры с отцом — Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

— Что-нибудь я сначала очень переживаю,— говорит Валя,— но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

— В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу — моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера.

Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться».

Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента — подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки, навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

— Сколько я слёз пролила с дочерью,— вспоминает мать Вали.— Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело. Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми.

Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы. Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

— Если я в огороде копала,— рассказывает бабушка,— то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним. Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет.

Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась.

Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

— Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие — как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей.

Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения.

Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей — постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера.

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Воспитываем ребёнка-сангвиника: строго, но с искоркой!

Воспитание ребёнка-сангвиника

Задумываясь о том, как правильно воспитывать своего ребёнка, мы часто не принимаем во внимание тип темперамента, к которому он относится. А ведь от этого во многом зависит гармоничное развитие его личности. В частности, воспитание ребёнка-сангвиника имеет ряд особенностей и не является таким лёгким, как кажется на первый взгляд.

Темпераментом называют врождённые индивидуальные свойства психики, которые выражаются в динамике поведения. В его основе лежит сила или слабость нервной системы, а также подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент изменить нельзя, можно лишь слегка его подкорректировать. А выросшему малышу, при необходимости, всегда нужно будет контролировать и маскировать его. Поэтому, в процессе воспитания, важно вовремя определить у своего ребёнка ведущий тип темперамента и суметь под него подстроиться.

Всего их 4 вида:

  1. Флегматик: вдумчивый, спокойный, основательный, доводит начатое до конца, делает всё медленно, соблюдает порядок;
  2. Меланхолик: очень чувствительный, ранимый, неуверенный в себе, обладает развитой интуицией и творческими способностями;
  3. Холерик: смелый, быстро принимает решения, инициативный, вспыльчивый, подвержен частой смене настроения;
  4. Сангвиник: активный, жизнерадостный, умеет быстро переключаться с одного дела на другое.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Нас интересует подробная характеристика ребёнка-сангвиника:

  • Шустрый, весёлый, эмоциональный;
  • С детства сангвиники общительны и дружелюбны;
  • Любят находиться среди людей, заводить новые знакомства;
  • К ним тянутся другие дети, и очень часто ребята с таким темпераментом становятся душой компании;
  • Они буквально заряжают своей энергией всех окружающих;
  • Сангвиники легко справляются с неудачами, быстро адаптируются к новым условиям, выносливы и работоспособны. (в зависимости от темперамента, малыши по-разному привыкают к детскому саду. Читайте статью о том, что нужно делать, чтобы наменее безболезненно прошла адаптация к детскому саду>>>)

Какие родители не мечтают о таком ребёнке? Действительно, плюсов у этих людей великое множество.

И несколько слов о слабых сторонах – куда без них:

  1. Сангвиники усердно что-то делают, пока испытывают к этому интерес. Как только они его теряют — тут же охладевают к работе, могут даже не довести её до конца;
  2. Терпения и усидчивости у них маловато;
  3. Чувства их зачастую бывают недостаточно глубоки и недолговечны. У сангвиников обычно много знакомых, приятелей, но может не быть очень близкого друга.

Что нужно для воспитания сангвиника

При всех достоинствах ребёнка-обладателя такого типа темперамента родителям всё-таки расслабляться не стоит, ведь важно:

  • направлять бурную энергию сангвиника в нужное русло;
  • заинтересовывать делами, игрой и личным примером;
  • развивать старательность, упорство сангвиника и умение доводить начатое до конца;
  • вовремя заметить талант ребёнка;
  • создавать комфортные условия для воспитания;
  • быть авторитетом для своего чада и выдерживать баланс контроля и самостоятельности (читайте статью по теме: как заставить ребенка слушаться?>>>).

Поэтому если вы беспокоитесь о том, как способствовать гармоничному развитию детей-сангвиников, рекомендации по их воспитанию, приведённые ниже, можете смело выполнять.

Как воспитывать детей-сангвиников: контролируем слабые стороны

  1. Развивайте в ребёнке целеустремлённость. Чаще ставьте перед ним задачи, которые необходимо выполнить, делая упор на результат;

Например, смастерить что-то (игрушку, фигурку и т. д.), нарисовать, убрать за собой вещи, освоить новое занятие, выучить песню.

  • Сначала ставьте предельно простые задачи, затем нужно повышать их сложность;
  • Главное – чтобы они были выполнимые. Так вы сможете приучить ребёнка доводить начатое до конца, что является проблемной точкой для сангвиников. А навык этот, сами понимаете, — очень ценный для жизни и работы;
  • Не забывайте хвалить ребёнка за успешно выполненные дела, подкрепляя его стремление к цели и желание усердно трудиться.
  1. Обращайте внимание маленького сангвиника на то, насколько качественно он выполняет деятельность. Не должно быть небрежности и принципа «тяп-ляп»;
  • Приучайте к аккуратности и основательности;
  • Общайтесь с ребёнком на эту тему: «Тебе самому нравится (то, что сделал)?» или «Стоит ещё постараться».
  1. Контролируйте и направляйте действия малыша-сангвиника;
  2. Приучайте вашего «бурного деятеля» к порядку: регулярно убирать игрушки на своё место, кушать аккуратно, бережно обращаться с предметами, принимать пищу в одно и то же время;
  3. Воспитание ребёнка-сангвиника может быть построено и на строгости, но крайне нежелательно использовать крик и жёсткие ограничения. Спокойно и уверенно ставить свои условия – вот лучший вариант;
  4. Поощряйте ребёнка к разговору о чувствах, делитесь своими переживаниями («Я тебя люблю», «Я радуюсь, когда ты так делаешь», «Меня это огорчает»). Рассматривая книги, картинки, попытайтесь раскрыть ему внутренний мир героев на примере простых эмоций.

Воспитывая сангвиника, развиваем его сильные качества

  • Будьте энергичны и эмоциональны в общении с ребёнком.

    Так вы сможете его заинтересовать каким-либо делом, повлиять на поведение, привлечь к себе внимание, быть для него примером;

  • Улыбайтесь, рассказывайте смешные истории, делайте так, чтобы дома у сангвиника всегда преобладало хорошее настроение;
  • Будьте для ребёнка благодарным зрителем, поощряйте его артистизм, вместе разыгрывайте сценки;
  • Пусть ваш малыш всё время будет чем-то занят. Подвижные игры, рисование, лепка, танцы, совместное чтение и рассматривание картинок и пр. – виды деятельности, которые должны регулярно сменять друг друга при воспитании;
  • Излишняя похвала для сангвиников вредна, поскольку они склонны к «звёздной болезни». Она должна быть связана с конкретными делами и достижениями (читайте интересную статью: Как развивается ребенок, или неужели мы такие разные?>>>);
  • Как воспитывать ребёнка-сангвиника, чтобы максимально раскрыть его талант? Наблюдайте за тем, чем он любит заниматься и что у него получается хорошо. Скорее всего, в этом направлении и следует развивать сангвиника. Если малыш что-то делает с энтузиазмом, то способен добиться больших успехов.

Следите за окружением ребёнка

  1. Обращайте внимание на то, с кем дружит, играет ваш ребёнок, как себя проявляет, как к нему относятся другие дети;
  2. Учите малыша-сангвиника уважать и слушаться старших, не должно быть панибратского отношения с его стороны;
  3. Контролируйте общение ребёнка с незнакомыми людьми.

    Сангвиник может легко поддаваться чужому влиянию, при этом не боится окружающих, поэтому с ранних лет закладывайте в мозг крохи правило, что с незнакомыми разговаривать нельзя и тем более что-то брать у них и куда-то с ними идти (важная статья на сайте: Как правильно гулять с ребенком?>>>).

На основе темперамента формируются важные для жизни в обществе качества. Поэтому любые ваши действия в процессе воспитания должны быть направлены на раскрытие положительных сторон личности и сдерживание негативных.

Чувствуйте своего ребёнка, реагируйте на его потребности и создавайте комфортные условия для развития.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.